Время героев

Время героев

Январь 27, 2025 Просмотров: 400

Сегодня каждый может проявить свои лучшие качества — и профессиональные, и человеческие — по зову сердца. Время такое. Время героев. Не случайно именно так названа президентская программа, участником которой в 2024 году стал к.м.н. Александр Евгеньевич Ходячий, заведующий отделением лучевых методов диагностики ФГБУ НМИЦ «ЦНИИСиЧЛХ» Минздрава России. За плечами опыт участия в СВО и созданное по результатам работы практическое пособие — в помощь коллегам. Как принимал решение уйти добровольцем, какие знания особенно пригодились на войне — об этом и многом другом Александр Евгеньевич рассказал в интервью. В Год защитника Отечества начинаем цикл статей о сотрудниках Института, внесших свой вклад в дело защиты Родины.

Дорогу осилит идущий 

Будто оправдывая свою фамилию, Александр Евгеньевич Ходячий идет по жизни бодрым, уверенным шагом. Так было еще со студенчества. Окончив в 2007 году Московский государственный медико-стоматологический университет по специальности «Лечебное дело», поступает в ординатуру по специальности «сердечно-сосудистая хирургия» в Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского, а после, увлеченный современными технологиями лучевой диагностики и эндоваскулярной хирургии, изучает рентгенологию в Московской медакадемии имени И.М. Сеченова.

Всего в «послужном списке» — 7 пунктов об образовании, в том числе управленческом: 2017-й год — обучение в РУДН, специальность «Организация здравоохранения и общественное здоровье»; 2019-й год — НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, специальность «Радиология», и обучение в Московском городском университете управления по специальности «Управление медицинской организацией»; 2024-й год — РАНХиГС, Институт госслужбы и управления, специальность «государственное и муниципальное управление». Зачем столько лет учиться — вопрос для него риторический.

— Учиться никогда не поздно! — уверен Александр Евгеньевич Ходячий. — Во-первых, мы, врачи, учимся всю жизнь, постигать новое — это интересно. Человек должен развиваться, причем, не только в профессиональном, но и в ментальном плане. А, во-вторых, Ходячий — это значит, движение вперед. Дорогу осилит Ходячий!

Самоирония с абсолютно серьезным выражением лица, пересыпаемая остроумными шутками речь — таков характер у врача. Но вот профессию он выбрал — абсолютно всерьез.

— Путь от хирургии в лучевую диагностику был логичным для меня. Изначально я хирург, окончил ординатуру по специальности «сердечно-сосудистая хирургия» и там же, в РНЦХ, увлекся современными технологиями, а именно рентгенэндоваскулярной хиругией и гибридными операциями. Мы оперировали больных, занимались стентированием коронарных артерий, аорты и её ветвей, периферических сосудов. Такие операции проводятся под полным рентгенологическим контролем. При помощи компьютерного моделирования по данным МСКТ-ангиограафии. Но специальность «рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение» появилась только в 2012 году. Чтобы работать со сложной аппаратурой с применением ионизирующего излучения, необходимо было иметь вторую специальность — «рентгенология», — вспоминает Александр Евгеньевич.

Стремление к науке и развитию более 10 лет назад привели его в Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Хирургическое мышление, рентгенологический опыт и тяга к современным технологиям оформились в кандидатской диссертации: «Оптимизация протокола компьютерной томографии челюстно-лицевой области для создания геометрических моделей при планировании хирургического лечения», которую врач защитил в 2020 году. Практические результаты этой работы успешно применяются, причем, не только в челюстно-лицевой хирургии.

 

«Толкователь теней»

Сегодня врачи-рентгенологи используют разнообразные методы лучевой диагностики: рентгенологический, ультразвуковой, магнитно-резонансный. Сочетание методов, профессиональных навыков и опыта позволяет специалисту увидеть то, что скрыто от глаз. Однако чтобы распознать увиденное, недостаточно знаний анатомии.

— Я толкователь теней! — с улыбкой заявляет Александр Евгеньевич. Возьмите любое исследование (рентген, МРТ, КТ) — и вы увидите: это теневая картина, которую врач видит насквозь. Вы удивитесь, но в рентгенологии вся описательная часть — художественная. Например: «матовое стекло» или симптом «ореола», картина «дерево в почках или «деформации в виде мыльных пузырей». Мы применяем художественное описание, чтобы картина была понятна на ассоциативном ряду.

С 2020 года к.м.н. Александр Евгеньевич Ходячий возглавил в Институте отделение лучевых методов диагностики. Под его руководством трудятся специалисты лучевой диагностики. Административная работа съедает массу рабочего времени и добавляет ответственности — и перед пациентами, и перед руководством учреждения. Но без любимого дела он своей жизни не представляет, поэтому продолжает вести прием пациентов. Для него нет шаблонов. Каждый случай — задача со множеством неизвестных, и найти нужно только верное решение.

— Мы работаем в тесной связке с большим количеством специалистов, и не только нашего Института, ведь при обследовании пациентов встречаются почти все известные патологии, не всегда касающиеся только вопросов головы и шеи, хотя это основной наш профиль. В последнее время добавились пациенты с минно-взрывной патологией, и основной акцент мы делаем на них, так как тут очень много особенностей, — объясняет врач.

 

«Триста трехсотых»

Врач, для которого медицина — не просто работа, а неотделимая часть жизни, не смог остаться в стороне, когда началась специальная военная операция. Летом 2022 года Александр Евгеньевич Ходячий отправился добровольцем в зону СВО и работал по специальности на различных этапах медицинской эвакуации в составе одного из медицинских отрядов. Без раздумий сменил комфортный кабинет в одном из престижных медицинских учреждений Москвы на боевые будни в полевых условиях, на линии боевого соприкосновения.

— Решение было принято практически сразу, родным ничего не сказал, они только потом узнали, по факту. Почему решил ехать на СВО? Потому что это Священная военная операция. Это борьба за право говорить на своём языке, жить на земле. Вы думаете, что мы воюем с Украиной? Нет. Мы не воюем с народом, мы ведем бой с нацистским режимом. Поэтому я отправился туда, где моя помощь нужнее, чтобы внести свой посильный вклад в общую Победу это мое сопричастие к судьбе Отечества, подчеркивает собеседник.

По понятным причинам не раскрывая подробностей, Александр Евгеньевич говорит так: работал врачом и помогал людям. Через его руки прошли и военные, и мирные жители, преимущественно с минно-взрывными травмами и огнестрельными ранениями.

На передовой нет привычного диагностического оборудования: мультиспиральных томографов и МРТ. Есть только аппараты УЗИ и переносные классические рентгеновские аппараты, ценностью которых некоторые сегодняшние врачи пренебрегают, считая их архаичными, и помнят про рентгеновский метод лишь из институтской программы.

— Многие коллеги, различных специальностей, в экстремальной ситуации изучая рентгенограммы, не могут правильно интерпретировать диагностическое изображение ввиду неестественного положения раненого, наличия множественных повреждений, инородных тел, дополнительных теней различной плотности и по привычке обращаются с телефона в интернет, чего категорически делать нельзя! — вспоминает Александр Евгеньевич. — Выход в сеть активирует ближайшую соту связи и, соответственно, демаскирует этап эвакуации, что влечет за собой действия со стороны противника. Мы даже убрали обозначения — «красные кресты», так как госпитали и медики являются приоритетной целью для противника. При этом мы оказываем медпомощь всем, в том числе раненым со стороны противника. Враг безжалостно бьет по госпиталям, мирным и раненым. Вот они — так называемые западные «псевдодемократические» ценности и идеи абстрактного гуманизма…

Не раз пережив подобные ситуации, Александр Евгеньевич обобщил опыт специальной военной операции и написал практическое пособие «Рентгенологический атлас ургентных состояний, 300 случаев» в соавторстве с врачом-рентгенологом А.В. Глазковым — в помощь коллегам на передовой. Пособие полезно не только рентгенологам, травматологам и хирургам разного профиля, но и специалистам других медицинских профессий, чья деятельность связана с экстренными состояниями пациента.

Атлас снабжен изображениями уникальных случаев и содержит исчерпывающее описание боевой патологии. «Триста трехсотых» — это аллегорическое название, несущее идею спасенных от смерти тысяч раненых людей, благодаря, в том числе, острому глазу и опыту врача-рентгенолога А.Е. Ходячего.

— Это всё мои пациенты с огнестрельными ранениями и минно-взрывными травмами. Реально спасенных, конечно, больше, — листает походное пособие Александр Евгеньевич. — Это не учебник, а, скорее, навигатор, где вкратце указаны основные моменты, на которые необходимо обратить внимание. Составлен по принципу «от головы — к ногам», описаны ранения в области черепа, грудной клетки, верхних и нижних конечностей. Всё это снято на переносном рентгеновском аппарате. Вот, к примеру, осколок пластика от мины-лягушки, ее на обычном рентгене не видно, но хорошо заметно на рентгене в двух фазах, когда мы снимаем на двух энергиях на обычном классическом рентгене.

Описание одного снимка — две-три строчки текста. За каждым словом — незримо читается боль, отчаяние и личная трагедия человека на войне.

«Мирный житель с освобожденных территорий, огнестрельное ранение более 1,5 мес., газовая гангрена…»

«Пожилая пациентка с освобожденных территорий. Исследование органов грудной полости, послеоперационный контроль постановки кардиостимулятора…»

«Осколочное ранение, давность 15 часов. Также в мягких тканях на уровне верхней трети локтевой кости отмечается инородное тело пониженной плотности (пластик)».

«Отравление неизвестным веществом, кома II-III, аспирация рвотными массами».

Или вот еще: «дезертир со стороны противника, умышленное пулевое ранение «самострел».

Без разделения на «своих» и «чужих» медики проводят максимально подробный осмотр и диагностику, оперируют раненых и возвращают их к жизни.

 

Братское сердце 

Полученный опыт — бесценный. Александр Евгеньевич активно им делится с коллегами на научно-практических конференциях, посвященных боевым ранениям и экстремальным состояниям.

— Тяжелому крейсеру хорошо в бухте, но ему комфортно в океане. Он создан для стихии, — снова с улыбкой объясняет доктор свою просветительскую работу и уже серьезно продолжает: — У меня большая социальная ответственность, я чувствую, что я гражданин Великой Страны, и поэтому могу сделать многое.

Энтузиазм и альтруизм идут с ним по жизни. Александр Евгеньевич тесно работает с бойцами — как врач и как волонтер, с гуманитарной помощью, постоянно участвует в формировании грузов, оказывает помощь ветеранам и инвалидам. Это ценят коллеги и боевые друзья.

От общественной организации Союз ветеранов и волонтеров, добровольцев Крыма, Донбасса, участников СВО, войн и военных конфликтов «Доброволец» в октябре 2024 года Александру Евгеньевичу Ходячему вручена награда — Георгиевский крест II степени. Кроме того, он представлен к государственным наградам Российской Федерации.

В минувшем году «образовательный перечень» А.Е. Ходячего пополнился еще одним пунктом. Как участник СВО он проходит обучение по президентской программе «Время героев», ставшей кузницей кадров управленческих команд нового формата, и получил еще один документ — удостоверение «Современное публичное управление».

— Я ощущаю себя, может быть, и винтиком, но винтиком гигантской государственной машины, чувствую себя нужным, способным принести пользу, — рассуждает Александр Евгеньевич и добавляет: — В наступившем 2025-м году, объявленном Годом защитника Отечества, я желаю всем крепкого здоровья, мирного неба и не останавливаться в своем стремлении жить в режиме максимальной самоотдачи!

Слайд 1
Несмотря на большую административную работу А.Е. Ходячий продолжает вести прием пациентов
Слайд 2
С 2020 года к.м.н. Александр Евгеньевич Ходячий возглавляет в Институте отделение лучевых методов диагностики
Слайд 3
Александр Евгеньевич Ходячий, зав. отделением лучевой диагностики Института
Слайд 4
Летом 2022 года Александр Евгеньевич Ходячий отправился добровольцем в зону СВО, где работал в составе одного из медицинских отрядов
Слайд 1
Летом 2022 года Александр Евгеньевич Ходячий отправился добровольцем в зону СВО, где работал в составе одного из медицинских отрядов
Слайд 1
Летом 2022 года Александр Евгеньевич Ходячий отправился добровольцем в зону СВО, где работал в составе одного из медицинских отрядов
Слайд 1
Летом 2022 года Александр Евгеньевич Ходячий отправился добровольцем в зону СВО, где работал в составе одного из медицинских отрядов
Слайд 1
Более 10 лет назад Александр Евгеньевич Ходячий пришел в Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии (на фото крайний справа в первом ряду)
Слайд 1
Александр Евгеньевич обобщил опыт СВО и написал практическое пособие «Рентгенологический атлас ургентных состояний, 300 случаев» в соавторстве с врачом-рентгенологом А.В. Глазковым — в помощь коллегам на передовой