Ссадины на подбородке, перелом нижней челюсти и скулоглазничной области… Количество пациентов с такими травмами резко увеличивается в летний сезон. По характеру травм челюстно-лицевые хирурги безошибочно определяют пострадавших в ДТП мотоциклистов, велосипедистов, водителей электросамокатов. Вернуть пациенту не только эстетику лица, но и качество жизни — такие задачи решают специалисты ФГБУ НМИЦ «ЦНИИСиЧЛХ» Минздрава России.
Типичная картина
Развитие средств передвижения, доступных широкому кругу населения, приводит к росту числа дорожно-транспортных происшествий. Причем, процент травм челюстно-лицевой области в структуре общего травматизма — высокий.
Летом количество пациентов, получивших травмы лица в результате дорожных аварий, неизменно растет. При столкновении с препятствиями велосипедисты, водители мотоциклов, электросамокатов ударяются подбородком об руль, вследствие чего возникает перелом мыщелковых отростков нижней челюсти. Нередко такой перелом сопровождается травмой скулоглазничного комплекса, поскольку стенки глазницы тонкие, как пергаментная бумага. Из-за нарушения целостности атомических структур глазное яблоко начинает смещаться, развивается посттравматический гипоэнофтальм…
По характеру травм опытные челюстно-лицевые хирурги безошибочно определяют, при каких обстоятельствах они получены. Типичный случай произошел в мае этого года в Сочи: девушка-водитель попала в ДТП на мотоцикле. По словам пострадавшей, она была в полной экипировке и в шлеме, который при ударе об асфальт раскололся, как скорлупа ореха.
— Повреждения лобной кости и верхнеглазничного края, перелом костей носа, перелом лобного отростка верхней челюсти и скулоглазничного комплекса (слева), выраженное смещение костных поверхностей, все ткани были «заломлены» в пазуху. Выраженная рубцовая деформация от полученных повреждений, рубцы утягивали ткани глаза и приводили к вывороту нижнего века, — перечисляет травмы пациентки к.м.н. Абдаллах Магомедович Дениев, заведующий отделением челюстно-лицевой хирургии (детским), специалист отдела организации оказания медпомощи научно-организационного управления ФГБУ НМИЦ «ЦНИИСиЧЛХ» Минздрава России.
Пострадавшей по месту обращения оказали первую помощь, провели первичную хирургическую обработку ран и предупредили, что здесь не обойтись без обширной реконструктивной операции. Такие выполняются лишь в нескольких медучреждениях страны.
Ювелирный расчет
В Центральном научно-исследовательском институте стоматологии и челюстно-лицевой хирургии (ЦНИИСиЧЛХ) работает междисциплинарная команда врачей, которая занимается восстановлением целостности костей, мягких тканей и реконструкцией эстетики лица в полном объеме.
Девушке, пострадавшей в сочинском ДТП, челюстно-лицевые хирурги Института в ходе очной консультации выполнили мультиспиральную компьютерную томограмму и оценили степень повреждения анатомических структур. С помощью цифровых технологий специалисты создали 3D-модель черепа пациентки, подобрали те конструкции, которые помогут устранить дефекты. Обычно используются костные аутотрансплантаты со свода черепа больного, силиконовые имплантаты или индивидуально смоделированные титановые.
— У каждого материала есть свои преимущества и недостатки, поэтому подбираем метод устранения дефекта в каждом случае индивидуально, учитывая особенности травмы, — отмечает Абдаллах Магомедович, профессионал в области реконструкции скулоглазничного комплекса. — К примеру, силикон — маленький и пластичный, его можно ввести через небольшой разрез, под определенным углом, и он расправится в операционном поле. В этом главное преимущество метода: малоинвазивный доступ, можно работать при устранении достаточно обширных повреждений структуры. Но есть у этого метода и минусы: силикон не выдерживает контакта с воздухоносными путями и внешней средой. Если мы восстанавливаем силиконом внутренние стенки глазницы, то должны быть уверены, что в этой области нет сообщений ни с верхнечелюстным синусом, ни с носовыми ходами.
Возвращение к жизни
Подготовка к предстоящей операции заняла несколько дней. У пострадавшей было достаточно много смещенных костных структур, поэтому врачам предстояла поистине ювелирная работа: с математической точностью собрать все «пазлы» так, чтобы достичь максимального эстетического эффекта с минимальным риском.
— При проведении всех реконструктивных операций на скулоглазничном комплексе и глазницах, при любом инвазивном вмешательстве риски очень высоки, вплоть до потери зрения. О возможных последствиях оперативного вмешательства мы обязательно информируем пациентов, — рассказал челюстно-лицевой хирург Абдаллах Магомедович Дениев.
Операция продолжалась около шести часов и прошла успешно. Оперировавшему хирургу А.М. Дениеву удалось вернуть в правильное анатомическое положение все смещенные костные фрагменты, восстановить стенку носа, полностью реконструировать стенки глазницы и лобный фрагмент, а также нижнеглазничный край и скулоглазничный комплекс.
Особое внимание врач уделил устранению диплопии (двоение взора) и физических нарушений, связанных с травмой, чтобы восстановить нормальную амплитуду движения нижней челюсти, от чего зависят артикуляция и дикция, носовое дыхание и способность принимать пищу. На седьмые сутки после операции пациентка выписана домой, предварительно получив от врача перечень рекомендаций.
— Мы всегда информируем пациента о соблюдении определенного послеоперационного режима, чтобы минимизировать приток крови к голове. Важно избегать наклонов головы, физических нагрузок, чрезмерного давления в зоне лица, чтобы не возникло повреждения сосудов либо ткани, — объясняет врач.
Самый сложный период в жизни девушки уже позади. Но ей еще предстоит вернуться в Институт. Вторым этапом запланирована операция по устранению рубцовой деформации подглазничной области, которая оттягивает нижнее веко. На момент проведения первой операции справиться с этим дефектом не удалось, поскольку из-за обширного перемещения костных фрагментов любое чрезмерное давление могло привести к их смещению. Однако опытный врач уверен: как только кости окончательно срастутся и ткани заживут, можно планировать следующую операцию. Прогноз — благоприятный.