Трудный диагноз

Трудный диагноз

Ноябрь 7, 2025 Просмотров: 33

Лечению младенческих гемангиом посвятила свое выступление перед участниками Московского городского съезда педиатров к.м.н. Е.Ю. Гавеля, челюстно-лицевой хирург детского отделения ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России.

Количество детей с сосудистыми поражениями головы и шеи с каждым годом растет. Чаще всего среди них встречается младенческая гемангиома. Такой диагноз ставят одному из 100–200 новорожденных. Среди недоношенных детей статистика выше: 1 на 10 случаев. Обычно младенческая гемангиома представляет собой небольшое ярко-розовое пятно на коже и не доставляет особых хлопот родителям малышей. Однако нередко очаг покраснения распространяется по лицу и шее, на волосистую часть головы и приводит к эстетическим проблемам. И вот тут уже требуется помощь специалиста.

К каким врачам направить ребенка с сосудистыми поражениями? Какие исследования необходимо провести для постановки диагноза? Какие современные методы лечения есть в арсенале у врачей? Эти вопросы обсуждались на секции «Сосудистые аномалии у детей. Как вести и лечить?», организованной в рамках XI Московского городского съезда педиатров с межрегиональным и международным участием «Трудный диагноз в педиатрии».

Второй раз по приглашению организаторов съезда участие в нем принимает к.м.н. Екатерина Юрьевна Гавеля — челюстно-лицевой хирург, научный сотрудник отдела детской челюстно-лицевой хирургии и стоматологии ФГБУ НМИЦ «ЦНИИСиЧЛХ» МЗ РФ.

Екатерина Юрьевна выступила на форуме в качестве спикера, а также модератора — совместно с заслуженным врачом РФ, д.м.н. Натальей Павловной Котлуковой, профессором кафедры госпитальной педиатрии им. академика В.А. Таболина Института материнства и детства РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

Несмотря на то, что врачи трудятся в разных учреждениях, на протяжении многих лет они работают в одной связке, чтобы оказывать эффективную медпомощь малышам с сосудистыми поражениями головы и шеи.

Лет 20 назад профессор Виталий Владиславович Рогинский, руководитель нашей детской клиники ЧЛХ, побывал на зарубежной конференции, где впервые заявили о методе лечения младенческих гемангиом, или гиперплазии кровеносных сосудов (по нашей классификации), с помощью бета-блокатора пропранолол, и загорелся этой идеей внедрить данный метод в нашей стране. Поскольку препарат имеет побочные действия, необходимо было найти единомышленника — педиатра-кардиолога, который взялся бы за совместное развитие этого направления. Единственный, кто тогда согласился, — это была Наталья Павловна Котлукова. С тех пор мы работаем вместе, — рассказала Екатерина Юрьевна Гавеля.

Предотвращению ошибок и профилактике осложнений при лечении детей с сосудистыми поражениями в области головы и шеи был посвящен доклад Е.Ю. Гавеля. Врач представила коллегам опыт маршрутизации детей с гемангиомами, подробно остановилась на вопросах лекарственного обеспечения и контроля терапии.

— Если образование располагается на лице или шее, ребёнок направляется на консультацию к челюстно-лицевому хирургу. В обязательном порядке я назначаю ультразвуковое исследование, чтобы выяснить, с чем мы имеем дело: мальформацией или младенческой гемангиомой (разные диагнозы требуют кардинально различного подхода), и оценить глубину поражения. В случаях с гемангиомой назначаются бета-блокаторы. В течение месяца оценивается динамика, и, если лечение идет хорошо, продолжаем. Если через месяц эффекта нет либо образование начинает расти, связываемся с Натальей Павловной Котлуковой и направляем ребенка в Детскую больницу им. Башляевой, где есть возможность продолжить лечение по ОМС бета-блокатором системного действия (пропранолол, гемангиол). В среднем, лечение занимает от 6 до 12 месяцев. После курса терапии пациенты приходят к нам на повторную консультацию. Дети за это время вырастают, пятна у них изменяются. Если осталось, допустим, фиброзно-жировое изменение в большом количестве, мы его удаляем хирургическим путем. Если хирургическая коррекция не требуется, предлагаем лазерное лечение, которое полностью убирает следы гемангиомы, а у ребёнка остается чистое лицо или шея, — объясняет Екатерина Юрьевна.

Педиатр — первый врач в жизни малыша. От того, как скоро доктор заметит проблему в здоровье и развитии младенца, определит направление поиска причин и методов диагностики, зависит своевременность оказания медицинской помощи ребенку и, в конечном счете, качество его жизни.

Ежегодный съезд педиатров предоставляет врачам уникальную возможность встретиться с узкими специалистами, задать вопросы, обсудить актуальные проблемы, обменяться контактами. На тематических площадках съезда собираются около 7000 детских специалистов различных профилей, в том числе детские эндокринологи, кардиологи, гастроэнтерологи, пульмонологи, нефрологи, хирурги, урологи, гинекологи, неонатологи, реаниматологи, психологи, специалисты по лучевой диагностике и другие.

Клинический случай

Родители обратились в ЦНИИСиЧЛХ с ребенком в возрасте 1 месяца. Проведено УЗИ с допплером. Диагноз: гиперплазия кровеносных сосудов (т.н. младенческая гемангиома) в подглазничной области, в области нижнего века, крыла носа, верхней губы справа.

Девочка направлена в больницу им. Башляевой (отделение кардиологии) под наблюдение врача-кардиолога Н.П. Котлуковой. Проведено лечение бета-блокаторами системного действия (гемангиол, пропранолол) в период с 2-х месяцев до 1 года.

Далее — осмотр в ЦНИИСиЧЛХ, по итогам которого Е.Ю. Гавеля назначила импульсную фототерапию на аппарате Candela: 3 сеанса под наркозом. В результате достигнут положительный косметический и функциональный эффект.

На фото — маленькая пациентка до начала и после окончания лечения.

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7