Родители детей с врожденной расщелиной губы и нёба, отдавая предпочтение хирургическому лечению, зачастую оставляют развитие речи «на потом». Но устранение анатомического дефекта не приводит к автоматическому речевому развитию. Как помочь таким детям? От чего зависит успешность логопедической коррекции? В этих вопросах мы разбирались с логопедом отделения хирургического лечения аномалий черепно-челюстно-лицевой области ФГБУ НМИЦ «ЦНИИСиЧЛХ» Минздрава России Наталией Ивановной Евтеховой.
Командная работа
По первому образованию Наталия Ивановна Евтехова — врач-стоматолог, окончила факультет стоматологии Донецкого мединститута. Второе образование — педагогическое. В 1996 году она окончила Московский государственный открытый педагогический университет по специальности «логопедия» (факультет дефектологии). Долгое время работала в школе и в детском саду, педагогический стаж — около 30 лет. С 2011 года, вот уже почти 14 лет, Наталия Ивановна работает логопедом в Центральном научно-исследовательском институте стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, занимается коррекцией ринолалии у детей и взрослых. Медицинский и педагогический опыт особенно помогает в работе с маленькими непоседами.
— Ринолалия — это тяжелое нарушение речи, при котором у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы (и звуковой, и смысловой сторон) при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Возникает оно не только из-за анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата, но и вследствие нарушения развития всего организма. При этом страдают дыхание, голос, речевое восприятие, моторика (как крупная, так и мелкая), нарушается образование и произношение звуков. Мои пациенты — это дети разного возраста с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области, — объясняет Наталия Ивановна.
Помощь детям с врожденной расщелиной губы и нёба (ВРГН) в Институте оказывается комплексная, с детьми и родителями работает мультидисциплинарная команда: хирург, ортодонт, педиатр, оториноларинголог, логопед, психолог, невролог, физиотерапевт и другие специалисты. Как правило, именно такой поход, при обязательном включении в работу всей семьи ребенка, дает хороший результат.
— Приведу показательный случай. У девочки был врожденный порок развития — изолированная расщелина мягкого и твердого нёба. Операция прошла успешно. В детском саду ребенок занимался с логопедом, но мама положительной динамики не отмечала. Более того, у девочки сформировалось негативное отношение к занятиям. При слове «логопед» Настя с криком пряталась под кушетку, под стол... К сожалению, маме было озвучено, что ее дочь страдает умственной отсталостью, — рассказывает Наталия Ивановна.
В таком эмоциональном состоянии, с неразборчивой речью девочку привели в Институт. В работу с ней включились логопед, психолог, невролог, ортодонт, педиатр.
— Мы занимались длительный период, по два раза в неделю. Кроме того, мама ежедневно проводила тренировки дома. В итоге — девочка окончила школу с золотой медалью и поступила на бюджет в МГУ на физико-математический факультет. Девчонка — умнейшая! — с нескрываемой гордостью делится логопед историей успешного лечения.
Врожденные дефекты
Подобные случаи в очередной раз подтверждают: диагноз «врожденная патология развития челюстно-лицевой области» — не приговор, если на помощь приходят специалисты. Положительный результат обязательно будет, но лишь при совместной работе профессионалов и родителей, всей семьи ребенка. И это порой самое сложное, признается специалист, — заручиться поддержкой родных, настроить их на каждодневный кропотливый труд.
По статистике, с расщелиной губы и нёба рождается, в среднем, 1 малыш на 800 новорожденных. Расщелина формируется у плода до 12-ти недель беременности мамы. Причины могут быть разные: воздействие неблагоприятных внешних факторов и другие. Дети с ВРГН являются инвалидами детства. Лечение и реабилитация занимают долгий период, в течение которого они постоянно находятся под наблюдением специалистов.
— Задача челюстно-лицевых хирургов — восстановить анатомическую целостность губы, нёба, челюсти. В нашем Институте накоплен большой практический опыт эффективного хирургического лечения пациентов с врожденными дефектами, реализуется междисциплинарный подход. Все дети, поступающие в стационар, направляются на консультацию к логопеду. Логопедическую работу мы начинаем после первой операции, в 4–6 месяцев. До трех лет работаем по программе ранней речевой терапии, — отмечает Наталия Ивановна Евтехова.
Направления логопедической работы расписаны по возрастам, с учетом речевого развития ребенка в онтогенезе. Усложняясь, направления перетекают из одного возрастного периода в другой. Для каждого пациента индивидуально, с четким соблюдением рекомендаций хирурга вырабатывается программа речевой абилитации (развития новых навыков) и реабилитации (восстановления способностей после утраты, травмы или болезни).
— Задачи ставятся по возрасту, ни в коем случае не забегая вперед. Обязательно учитывается основной диагноз! Принцип индивидуального подхода является основополагающим в работе со всеми детьми любого возраста, — подчеркивает логопед.
Ключ к успеху
В зависимости от возраста пациента логопед выбирает комплекс упражнений, дыхательной гимнастики. Конечная цель — помочь ребенку заговорить, чтобы речь его была понятна окружающим, чтобы не возникало дискомфорта при общении.
«Вы работаете, я помогаю!» — по такому принципу ведет занятия логопед Наталия Ивановна Евтехова, подключая к «тренировкам» родителей, уделяя большое внимание обучению мамы правильности выполнения упражнений. Здесь как в спорте: от правильного подхода и регулярности занятий напрямую зависит результат. За 14-летнюю практику у Наталии Ивановны немало счастливых историй. Фотографии и рисунки благодарных пациентов украшают стены ее кабинета.
…Мальчику идет 7-й год, пора готовиться к школе, но речь практически отсутствует, ребенок произносит лишь отдельные звуки. В свое время у него была выявлена изолированная расщелина нёба, внешне дефекта не было заметно. Врачи прооперировали, однако речь не восстановилась. В детском саду малыш занимался с логопедом, но без динамики. Более того, воспитатели посчитали, что ребенок страдает умственной отсталостью. В интернете мама нашла контакты Института и обратилась за помощью.
— Совместно с родителями было принято решение не вести ребенка в школу в тот год, — вспоминает Наталия Ивановна. — Мы занимались с ним два года, по два раза в неделю, и результат превзошел все ожидания. Мальчик пошел в школу с восьми лет, зато с абсолютно нормальной, чистой речью. Никакой задержки психического или умственного развития у ребенка не было. Сейчас он учится в 7-м классе, и логопедическая помощь ему больше не нужна.
Опыт показывает: у родителей, которые прислушиваются к советам профессионалов, выполняют все рекомендации, дети хорошо адаптируются к семи годам и активно коммуницируют. Ведь речь — это не просто один из полезных навыков, данных природой человеку. Это инструмент для общения, выражения своих мыслей и чувств, обмена опытом, знаниями, переживаниями. Речь дает возможность быть услышанным и понятым.
Как попасть на консультацию к логопеду ФГБУ НМИЦ «ЦНИИСиЧЛХ» Минздрава России Наталии Ивановне Евтеховой
Телефон для записи: +7 (965) 185-53-21,
запись с 10:00 до 14:00 (ПН–ПТ),
e-mail: Evtekhova_ni@cniis.ru